Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
В цикле из четырёх бесед слушатели смогут поговорить о романах Виктора Гюго и Германа Гессе, погрузиться в захватывающе-страшный мир Говарда Лавкрафта и разгадать все загадки лётчика-сочинителя Антуана де Сент-Экзюпери.
Титан романтизма, создатель литературных мифов, национальная гордость Франции, Виктор Гюго был очень плодовит, непредсказуем и необычайно популярен при жизни. Во Франции его ценят, прежде всего, как поэта, для русских же читателей он в первую очередь великий романист.
Его романы — энциклопедичные по содержанию и циклопичные по форме — неизменно становились культурными событиями для всей Европы. Драма «Эрнани» легитимизировала романтический театр и спровоцировала предреволюционные демонстрации. Благодаря «Собору Парижской богоматери» главный храм Парижа был не только спасён от сноса, но и перестроен в романтическом духе. Творчество Гюго вдохновляло Диккенса и Достоевского, Верди и Доницетти, Конрада и Камю.
Модернист и поэт-романтик, ориенталист и проповедник, философ и мечтатель, Герман Гессе стал одним из интеллектуальных гуру XX века. Именно ему – немцу – вручили Нобелевскую премию сразу после Второй мировой войны. Его превозносили битники и хиппи, которые, впрочем, оказали писателю медвежью услугу: за Гессе – поэтом Нью-Эйджа – совершенно потерялся тончайший психолог и критик современной европейской цивилизации.
На лекции мы поговорим не только о знаменитых поздних романах Гессе, но и о полуавтобиографической прозе писателя, о его стихах и взглядах на искусство. Где находится настоящая Касталия, описанная в романе «Игра в бисер»? Что для Гессе игра? Как связаны Моцарт и джаз? В чём Гессе продолжает традиции немецкой классической философии? Где он новатор, а где – крепкий консерватор?
О творчестве и идеях Гессе расскажет кандидат филологических наук, учитель литературы московской школы №1315 Виктор Симаков.
Говард Филлипс Лавкрафт не претендовал на статус новатора и первопроходца, но его влияние на культуру XX века огромно. Среди его поклонников — Борхес и Стивен Кинг, Джойс Кэрол Оутс и Ганс Руди Гигер, Жиль Делёз и Мишель Уэльбек.
Впитав культурные традиции викторианской Англии и американского Юга, прозы Диккенса, По и Бирса, Лавкрафт создал новый вариант готической литературы — с мотивами из мифологии разных народов, яркими сновидениями и неизменным самоотрицанием. Склоняясь то к манихейству, то к агностицизму, Лавкрафт утверждает непознаваемость зла и с маниакальной настойчивостью напоминает о его существовании.
Начнём с того, что «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» – это не про животных. И когда Сент-Экзюпери называют писателем-гуманистом – это тоже неправильно. Да и писатель ли он вообще? Лётчик, журналист, проповедник – да, но писатель?
Мистик и ницшеанец, герой Сопротивления и военный корреспондент, создатель антироманов и поклонник символистской поэзии, Сент-Экзюпери писал прозу в свободное время от профессии, которую считал основной. Возможность видеть землю сверху даёт его миру особое измерение. Сюжет для него не имел значения: главным было сказать людям что-то очень важное, что никто, кроме него, не смог бы сказать.
Как Сент-Экзюпери превратился из модерниста в мистика? О чём его книга «Планета людей»? Какая мифология скрывается за образами «Маленького принца»? Что писатель позаимствовал у Блеза Паскаля, а что – из Корана? И почему его главный текст не мог быть дописан никогда?
Виктор Симаков — кандидат филологических наук, литературовед, журналист. Учитель русского языка, литературы и мировой художественной культуры в московской школе №1315, в недавнем прошлом — преподаватель МПГУ и МГЛУ. Обозреватель сайтов «Афиша-Daily» и «Фома», журналов «Гастрономъ» и «Discovery». Авторский цикл лекций «Вечные образы и киноинтерпретации».