• 21 апреля 2018, суббота
  • Москва, ул Заморенова д9с2

"Солярис" на экране: Тарковский, Содерберг, Ниренбург

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Другие события организатора

Культурный центр Пунктум
2169 дней назад
21 апреля 2018 c 15:00 до 17:30
Москва
ул Заморенова д9с2

Лекция посвящена трём экранизациям романа Станислава Лема «Солярис»: телеспектаклю Бориса Ниренбурга (1968), кинофильмам Андрей Тарковского (1972) и Стивена Содерберга (2002)

Основу лекции составят материалы авторского исследования, посвящённого трём экранным воплощениям знаменитого научно-фантастического романа.

«Солярис» Ст. Лема вышел на польском языке в знаковом для мировой космонавтики 1961 году и быстро обрёл популярность. Сейчас он входит в один ряд с произведениями Р. Брэдбери, Р. Хайнлайна, К. Воннегута, А. Кларка. Эти произведения расширили привычную проблематику научной фантастики включением философских и эпистемологических вопросов.

Известно, что Станислав Лем не любил киноэкранизаций «Соляриса»: часто цитируются его высказывания о том, что «любовь в космосе» интересовала его меньше всего, свой роман он писал о встрече с Неведомым, которая ожидала человека, открывшего для себя космическое пространство. Однако о телеверсии он, видимо, не знал. А между тем именно телеспектакль Б. Ниренбурга ближе всего к литературному первоисточнику. До недавнего времени о телеспектакле Б. Ниренбурга не вспоминали, пока в середине «нулевых» он не появился в Сети.

В 2011 году вышла исследовательская статья Ю. Анохиной «»Солярис»: до и после Тарковского», в которой история постановки была достаточно подробно описана. Она началась ещё в 1966 году, а в октябре 1968-го спектакль вышел на экраны. Тогда же Андрей Тарковский и сценарист Фридрих Горенштейн подали заявку на собственную экранизацию романа — возможно, выход спектакля «спровоцировал» Тарковского на создание кинофильма, во многом полемизировавшего со своим телевизионным предшественником.

И если первая экранизация прошла, скорее, незамечено и вскоре была (незаслуженно) забыта, то «Солярис» Тарковского, несмотря на всю нелюбовь к этому фильму польского писателя, живёт и делает рекламу его роману. И третья экранизация «Соляриса», поставленная Стивеном Содербергом, во многом отталкивается именно от фильма русского режиссёра, а не от романа Станислава Лема, перекликается с ним и спорит с ним.

При всём различии трёх экранизаций, в них просматриваются и общие черты, но есть и значимые отличия, отражающие индивидуальность режиссёров, особенности эпох и — особенности переводов, которыми пользовались создатели трёх картин.

Лектор: Юлия Анохина

Регистрация

Рекомендуемые события

Организуете события? Обратите внимание на TimePad!

Профессиональная билетная система, статистика продаж 24/7, выгрузка списков участников, встроенные инструменты продвижения, личный кабинет для самостоятельного управления и еще много чего интересного.

Узнать больше