Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
В лекционном курсе будет проанализированы основные этапы формирования современного искусства как художественной и социальной практики.
В лекционном курсе будет проанализированы основные этапы формирования современного искусства как художественной и социальной практики. Особое внимание будет уделено возникающим в XIX веке феноменам публики и богемы, связи современного искусства и массовой культуры, критической стороне современного искусства в отношении истории изящных искусств, сложным взаимодействиям эстетики и политики, актуальных художественных практик и глобального рынка.
13 апреля, 14:00 — XIX век и рождение новой живописи
После Великой Французской революции меняются не только социальные
отношения в обществе, но и отношения к искусству. Доступ к нему получает
третье сословие, возникает феномен публики и массовой аудитории. Все это
в купе с изобретением фотографии заставляет измениться и живопись. В
лекции предполагается проследить те явления, результатом которых стало
рождение художественного авангарда ХХ века.
20 апреля, 14:00 — Авангарды: Кандинский-Клее vs. Малевич-Эль Лисицкий
Среди множества авангардистских направлений в искусстве ХХ века особое
значение имеет рождение нефигуративной живописи, которая обычно
связывается с именами Кандинского и Малевича. В первом случае мы имеем
дело с отказом от миметической традиции, когда на первый план выходит не
реалистический образ, а силы и интенсивности линий, фигур, цветов. Во
втором случае радикальный отказ от изображения вообще. Привлекая к
этому противопоставлению Клее и Эль Лисицкого делается попытка показать
перспективы развития нефигуративной живописи: с одной стороны к выходу
на проблематику нечеловеческой перцепции, в другом к социальному
активизму.
27 апреля, 14:00 — Дюшан и рэди-мэйд
На примере работ Марселя Дюшана рассматривается переход от живописи к
искусству реди-мэйд, которое стало одним из важнейших и определяющих в
ХХ веке. Оно лежит в основе практики инсталляций и перформансов, от него
неотделимы концептуализм и минимализм. Однако, помимо этого, оно
оказывается способным удерживать связи и реализмом ХIХ века, что можно
увидеть в работе Дюшана «Большое стекло».
4 мая, 14:00 — Уорхол и поп-арт
Развивая традиции реди-мэйда Энди Уорхол обращает свое внимание на
товарное изобилие общества потребления, где серийно произведенные вещи
становятся новым контекстом восприятия человека. Помимо проблемы
потребления и тиражирования, Уорхол исследует изменившийся характер
восприятия, в котором всё труднее отыскать след индивидуальности.
11 мая, 14:00 — Соцреализм и Соцарт
Соцреализм, который зачастую интерпретируют как консервативную реакцию
на советский авангард 20-х годов, тем не менее не может быть абсолютно
отрешен от экспериментов, происходивших в искусстве ХХ века. Его можно
рассматривать как своеобразный реди-мэйд идеологии. Именно такое
содержание соцреализма позволило стать успешным проекту соцарта. Его
создатели Комар и Меламид, установив ироническую дистанцию в отношении
советской идеологии, обнаружили в самом соцреализме элементы современности.
18 мая, 14:00 — Акционизм и глобальная аудитория
Искусство последних десятилетий характеризуется тем, что оно активно
вступает в отношения с политикой и рынком. В своих радикальных
проявлениях искусство стремится выйти на глобальную аудиторию,
затрагивая те ключевые проблемы, которые обсуждаются в масс-медиа.
Современное искусство, ставшее частью глобального рынка становится одним
из важных механизмов регулирующих социальное пространство. Одна часть
художников захвачена монетизацией бренда "искусство", другая готова
отказаться от него, сделав искусство частью социального активизма.
Лектор: Олег Аронсон — философ, кандидат философских наук, теоретик кино и визуальных искусств. Лауреат премии Андрея Белого за гуманитарные исследования. Старший научный сотрудник Института философии РАН.